Школьный экологический проект
Информационно-познавательное поле
«Экспресс-Календарь»
«Скажи
мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь» гласит
китайская мудрость. Интерес и радость
познания необходимы, чтобы школьники чувствовали себя счастливыми, что является
важной задачей и образования, и воспитания.
Интерес
является движущей силой развития личности в целом, превращения получаемых
знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж
человека.
Естественнонаучное
образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей
страны и Земли. Наше методическое объединение учителей биологии и географии
совместно с учителем технологии решило запустить проект
Информационно-познавательное поле «Экспресс-Календарь».
Цель проекта -
формирование активной деятельной позиции школьников по отношению к стране,
родному краю на основе знаний по географии, экологии и биологии.
Данный проект затрагивает проработку таких задач, как:
- создание
информационно- познавательного поля, объединяющих всех школьников;
- выявление и поддержка учащихся, проявляющий
устойчивый интерес к географии и биологии;
- умение самостоятельно искать, извлекать,
систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных
задач информацию;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей
учащихся;
- формирование экологической, эстетической культуры
личности;
- бережное отношение к природе.
Тематическое поле проекта: внеклассная
информационно-познавательная деятельность школьников. Мы предлагаем ребятам
заполнять специально подготовленное поле (ряд частично заполненных листов формата
А1) познавательной информацией на различную тематику. В первые числа каждого
месяца на информационном стенде второго этажа школы (это должно быть светлое место,
где ежедневно проходит большой поток учащихся) будет размещаться тематическое
поле для информации. Школьникам будет предложено заполнить данное пространство
познавательной информацией, ответить на вопросы редакторов. Каждая работа
должна быть обязательно подписана. Ответы, отзывы и предложения должны быть
сданы кураторам проекта до 20 числа текущего месяца. Каждый месяц – новая
тематика, отсюда название проекта – «Экспресс-Календарь». Мы останавливаемся на
одном важном или просто интересном событии месяца ,связанного с экологией.
Первоначальное поле не выглядит пустым. Кураторы
проекта частично оформляют его – броско,
ярко интересными фактами. Мы делаем акцент на то, что интересное запоминается
легко и быстро. Рядом оформляется инструкция
к заполнению поле. Любой желающий, будь то ребенок, педагог или другой
работник школы, может принять участие в составлении Календаря. Такая форма
объединяет участников разных возрастов в работе над одним делом, позволяет
проявить свои творческие способности, поддержать интерес к наукам. Участник не
просто вносит свой вклад в общее дело, он стремится подобрать запоминающуюся
информацию, грамотно преподнести ее, чтобы потом именно его новость обсуждала
вся школа.
Чтобы поддержать интерес к проекту, организаторы ввели систему мониторинга и
поощрения активных участников. В инструкции к заполнению прописаны различные
задания месяца, с указанием количества баллов за их выполнение. Делать можно любое понравившееся задание, но чтобы набрать
максимальное количество баллов, необходимо выполнить все (их не более 4 в
месяц). Представленные работы оцениваются экспертами.
Чтобы поддержать дух соревнования кураторы проекта
предоставляют таблицу промежуточного протокола, на который каждый участник
может видеть свое положение в общем
рейтинге участвующих.
Итоги проекта
«Информационно-познавательное поле «Экспресс-Календарь»
подводятся в мае. Победителей объявляют на отчетном школьном мероприятии.
Победителями являются участники, показавшие лучшие результаты и набравшие
наибольшее количество баллов. Определяются Победители (Диплом I степени) и
призеры (Дипломы II и III степеней). Из общего числа участников выбираются
наиболее активные, но не вошедшие в призеры. Им вручаются грамоты за активное
участие в составлении «Экспресс-Календаря».
Мы не видим ничего противозаконного, если каждый
месяц, участник, выполнивший все задания месяца, получит «пятерку» в журнал по
данному предмету.
Темы Календаря могут быть совершенно разными.
Например:
·
Сентябрь - «наша
экодружина» Формирование экологической дружины школы, акция «Очистим
планету от мусора» - конкурс подделок из ТБО. Информполоса об природоохранных
организациях, отмечающих свой день рождения в сентябре – Гринпис, WWF.
·
Октябрь «Всем, кому гордое имя – учитель» - составления пано из гербария для поздравления
учителей;
·
Ноябрь «Зеленая волна» - дистанционная олимпиада по экологии;
·
Декабрь «Новость года» - выбрать интересное,
значимое событие в области экологии, биологии или географии, произошедшее в
2010 году;
·
Январь «День заповедников» - фотовикторина по
растениям и животным заповедника «Присурский»
·
Февраль «Народная мудрость» - формируем копилку
ваших любимых стихов, афоризмов, анекдотов о природе, науках биологии и
географии и всего, что с ними связано.
·
Март «Цветы мира» - Конкурс. Изготовление
цветов в различных техниках.
·
Апрель «Что я за птица» - заполнение
тематических карточек о птицах. Приурочено ко Дню птиц. Участие в акции «Марш
парков»
·
Май – конференция
по итогам работы «Экспресс – календаря»
Как и любой проект наш «Календарь» состоит из
нескольких этапов. Первый – поисково-аналитический: выбор оптимальной формы и
структуры проекта, поиск материала для составления заданий, разработка
критериев оценки результатов участия, разработка Положение. Следующий этап –
практический: Составление Календаря (сентябрь-апрель), мониторинг участников. Презентационный
этап: проходит в мае, форма презентации -
доклад о реализации проекта на школьной НПК. Контрольный этап так
же запланирован на май и включает:
анкетирование учащихся и выпуск стенгазеты по итогам проекта.
Ожидаемые результаты:
-
реализация творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
-
повышение интереса к наукам естественного цикла;
-
повышение уровня экологической культуры;
-
бережное отношение к природе;
-
умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и
отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
-
самообразование, утверждение в коллективе;
-
получение навыков в оформлении
стенгазет, развитие эстетического вкуса.
Знания,
усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным
отношением, не становятся активным достоянием человека. Они мертвы,
непригодны к использованию. У учащихся,
которым не привит интерес к умственному труду, не возникнет желания углублять
свои знания, не разовьётся любовь к интеллектуальному напряжению, его жизнь не
будет окрашена радостью познания.
Используемая
литература:
1.
Анатолий
Гин Приемы педагогической техники, М.: «Вита – Пресс», 1999;
2.
Смирнов,
С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С.А. Смирнов, М.:
«Академия», 2000.
|